Оборудование для внедорожников.(098) 170-80-80
Самый большой ассортимент.(056) 736-29-01
Делаем OFF-ROAD доступнее.Пн-Пт: 9:00-18:00
Нет товаров
Опубликовано : 2017-09-28 19:00:37
Категории : Статьи
Когда новенькая лебёдка Comeup Seal 8000 MadX, защищённая от воды и грязи по стандарту IP-68, ушла под воду и легла на грунт, из аквариума торчали только силовые кабели, подключённые к спрятанному в тумбочке аккумулятору, и шнур пульта. С его помощью всякий посетитель магазина 4х4Sport мог в любое время покрутить лебёдочный барабан и удостовериться в добром здравии подводного аппарата.
Индекс IP-68 обозначает степень защиты оболочки электрооборудования и других устройств от проникновения твёрдых предметов, пыли и воды в соответствии с международным стандартом IEC 60529. По этой классификации прибор, обладающей такой степенью защиты, должен быть полностью пыленепроницаемым и сохранять работоспособность при погружении в воду на глубину более метра и срок более получаса. Эта степень защиты лишь на один шаг отстаёт от максимально возможной: устройства с индексом IP-69 способны выдерживать высокотемпературную мойку под большим давлением.
День шёл за днём, барабан крутился, а сотрудники и клиенты делали ставки, сколько ещё протянет Comeup. Вопреки всем опасениям, лебёдка честно отработала под водой весь положенный срок. Спустя 32 дня вытащили её на поверхность, после чего сразу же разобрали и исследовали внутреннее состояние. В первую очередь, было интересно, сколько набралось внутрь воды и как она повлияла на детали электродвигателя, редуктора и силового блока управления.
Когда эксперимент только начинался, никто не мог уверенно предположить, чем закончится дело: снаружи выглядело всё очень неоднозначно. Аквариум взяли из зоомагазина, воду – из водопровода, а лебёдку – из первой прибывшей в Москву партии Comeup MadX. Никакой подготовки к погружению не было – здесь и так максимальный для подобной техники стандарт защиты от попадания воды и пыли внутрь. Поэтому объект испытаний просто достали из коробки, подключили провода, опустили на дно, добавили сто литров воды, накрыли крышкой и включили намотку.
Под водой барабан лебёдки бодро крутился, как ни в чём не бывало. Разве что звук чуть изменился из-за особенностей распространения акустических волн в жидкостях. Правда, спустя полминуты непрерывной работы из-под крышки тормоза, вынесенного у MadX в редуктор, стали отчётливой цепочкой вырываться небольшие пузырьки воздуха. Протекает? Или от работы механизм разогрелся и начал стравливать изнутри лишнее давление? Это дало отличный повод поспорить о том, что происходит «в отсеках», и имеет ли смысл гидроизоляция без системы регулирования давления внутри объекта. Если воздух, разогреваясь, частично выходит наружу, то что и как займёт его место, когда температура станет падать? Одним словом, занимательная физика живьём...
Спустя неделю появилась новая тема для разговора – во время работы лебёдки крышка тормоза пузыриться перестала. Зато из-под одного из винтов, которыми она прикручена, струйкой сигаретного дыма стала вытекать какая-то тёмная субстанция. Судя по всему, это вымывалась смазка. Попав в забортную воду она сразу разделялась на фракции и частью поднималась к поверхности, а частью оседала на дно бурым налётом.
Примерно в те же дни внешние контакты электродвигателя стали обрастать бирюзовыми кораллами солей меди – явный признак творящегося прямо на глазах гидролиза. Впрочем, это было ожидаемо: при включении намотки через медные шпильки контактов идут неслабые токи. С каждым днём отложения бирюзовых солей на двигателе становились всё больше, вскоре их дополнили тонкие ржавые потёки от каких-то открытых железных частей. Слой бурого минерального ила под редуктором тоже разрастался. Но в остальном ничего страшного не происходило: MadX так же бодро крутился в помутневшей воде, как и в самом начале. Он явно не собирался всплывать кверху брюхом.
Во второй половине срока подводой вахты после выключения двигателя, когда раскрученный барабан ещё продолжал вращаться по инерции, изнутри всё отчётливее стал различаться ненавязчивый звук какой-то трещотки. Это дало пищу для предположений, что смазка где-то закончилась совсем. К этому времени пузырей воздуха, выходящих из редуктора, уже давно никто не видел...
Зато к началу четвёртой недели автономного плаванья обозначилось новое место выхода пузырей – на сей раз из щели на корпусе электромотора, наводя на разные нехорошие мысли. Кто-то умный тогда изрёк: «Водород! Гидролиз внутри начался, хана обмоткам.»
Разбор заплыва
Несмотря на все предостерегающие знаки судьбы из аквариума, лебёдка благополучно продержалась до конца эксперимента и вышла из воды, полностью сохранив работоспособность. Месяц, проведённый под водой, отразился прежде всего на внешнем виде: ржавые потёки на корпусе, рыжие пятна на крышке блока управления, залежи медных солей в районе силовых контактов, лишившаяся блеска ручка свободной размотки... В общем, поверить в то, что это новая вещь, никогда не покидавшая пределов магазина, было сложно.
Чтобы оценить, сколько попало внутрь воды, лебёдку сразу же поставили в неглубокое пластиковое корытце – и вместе с ним на весы. Они показали ровно 33 кг. Запомним эту цифру, чтобы сравнить с той, что получится после разборки, просушки и сборки. Теперь можно начинать развинчивать и сливать воду из отсеков.
Первым делом смотрим силовой блок управления. Разъём пульта, всё это время бывший под водой, затопило: внутри на контактах явные следы электрохимической коррозии. Ещё хуже состояние тонких управляющих проводов. Они оказались, как теперь модно говорить, насквозь гниловаты. До такой степени, что провод термодатчика, отключающего питание мотора при его перегреве, отгнил от разъема и отвалился сам собой, пока мы лебёдку взвешивали. Тонкий плюсовой провод, идущий от блока соленоидов к разъёму пульта, сломался в руках, пока я снимал крышку с блока управления.
Ничего удивительного: эта крышка не герметична, отсек был полностью затоплен и электрохимическая реакция превратила за месяц в труху тонкие медные жилы слаботочной управляющей проводки, находившейся постоянно под напряжением. Но... на этом список боевых потерь в блоке управления закончился.
Самый главный, ответственный и дорогой элемент управляющей части – блок соленоидов – оказался полностью герметичен и абсолютно сух внутри. Воды тут не было никогда. Вообще ни капли! И все контакты совершенно как новые. Первая серьёзная заявка на победу!
Не вынимая лебёдку из поддона, разделяем её на редуктор, барабан и мотор. При этом сливается немного жидкости – но явно меньше, чем мы ожидали. Скептики, стоящие наготове с большими тряпками в руках, разочарованно уходят на свои рабочие места.
Снимаю крышку электродвигателя. В щёточном узле следы испарины. Вода сюда попадала, но явно в совсем небольшом количестве. Правда, не очень ясно, куда она подевалась – по состоянию внутренней влажности не похоже, что бы вода только что вылилась в процессе разбора. Неужели испарилась от нагрева и вышла в виде пузырьков, ошибочно принятых за водород?!
Нижняя плюсовая щётка, возможно из-за попавшей влаги, слегка подвисла в направляющих. Она же за время работы сточилась сильнее остальных трёх. Её минимальная длина 17,3 мм, тогда как у других 17,5 мм. Но никаких других тревожных сигналов, кроме следов капель, полная разборка мотора больше не выявила, а внимательное изучение деталей позволило обозначить ватерлинию в его внутреннем объёме. Тут действительно было буквально на донышке. Отлично!
Теперь разбираем редуктор. Здесь первым делом надо снять крышку тормоза, вынесенного во внешний корпус. Вот тут-то как раз, похоже, и был самый серьёзный потоп... Внутри мокро, но белёсый след показывает, что вода не поднималась даже до середины объёма.
Правда, подшипник тормоза хрустит и перекатывается как по стиральной доске. Похоже, он был источником вытекавшей смазки и по совместительству той самой трещоткой в постепенно менявшейся звуковой гамме лебёдки. И это несмотря на закрытую конструкцию самого подшипника. При этом механизм тормоза работает совершенно нормально и чётко, в нём никакой коррозии.
В основной корпус редуктора воды попало несколько меньше, чем в тормоз. Ватерлиния здесь ниже, смазку из планетарных шестерён практически не вымыло. Неожиданно приятное открытие!
Глядя на посеревшую шершавую ручку свободной размотки, я было подумал, что с неё облез весь хром. Но всё вышло с точностью до наоборот: она оказалась покрытой плотным жёстким налётом. Так что вернуть ей былой полированный блеск удалось, приложив совсем немного сил к обычной бытовой щётке со средне-жёсткой щетиной. Да и остальному корпусу лебёдки она очень помогла возвратить первозданную свежесть.
Теперь осталось дело за малым – вытереть и тщательно просушить все детали, а затем вновь собрать из них полноценный Comeup MadX. В общем, ничего сложного. Смазки в планетарном редукторе осталось вполне достаточно, попавшая вода её состоянию не повредила – и потому решено было шестерни заново не перемазывать. Подшипник тормоза, единственный из механических деталей, вызывавший опасения по своему здоровью, был полностью промыт и набит новой смазкой – после чего признан годным. Подзависшую щётку электродвигателя удалось легко разработать и к ней вернулась подвижность. Все сальники, резинки и прокладки оказались в норме – и вернулись на свои места.
Собрано! Снова взвешиваем в том же самом поддоне: 32,8 кг. То есть, воды во всех отсеках лебёдки, включая полость барабана и закраины блока управления, набралось от силы стакан. За целый месяц без всплытия! Очень достойный результат. И хотя абсолютной герметичности космического скафандра тут нет, для обыкновенной земной работы гидроизоляция достаточна. Затопить эту лебёдку действительно будет сложно, даже в долгом движении по глубокому броду. Ну не месяц же, в конце концов, вы его будете преодолевать!
Текст и фото: Евгений Константинов